Как трудно не стать таким, каким тебя видят другие.

Previous Entry Поделиться Next Entry
Об историческом материализме. Понятия исторического материализма.
tolik_belenko
"Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - то есть гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно изобразить весь процесс в целом.Это понимание истории, в отличие от идеалистического, не разыскивает в каждой эпохе какую-нибудь категорию, а остается все время на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а объясняет идейные образования из материальной практики в силу этого приходит также к тому результату, что все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их в "самосознании" или превращением их в "приведения", "призраки","причуды" и т.д., а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошел весь этот идеалистический вздор, - что не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории. Это концепция показывает, что история не растворяется в "самосознании", как "дух от духа", а что каждая ее ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новыми поколениями, но, с другой стороны, предписывает ему его собственные условия жизни, и придают ему определенное развитие, особый характер. Это концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в такой же мере творит людей, в какой люди творят обстоятельства".

К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. т. 3, стр. 36-37.
"Диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук".

В. И. Ленин Об отношении рабочей партии к религии, т. 17, стр. 418.
"Материализм в истории никогда не претендовал на то, чтобы все объяснить, а только на то, чтобы указать "единственный научный", по выражению Маркса, прием объяснения истории".

В. И. Ленин. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, т. 1, стр. 144.






?

Log in

No account? Create an account